Учебно-производственный отдел
Заместитель директора по учебно-производственной работе, руководитель отдела — Ярошевич Светлана Владимировна
Цель отдела: создание условий для осуществления учебного процесса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом СПО.
Задачи учебно-производственного отдела:
- организация практического обучения;
- внеаудиторная занятость студентов;
- совершенствование учебно-производственной базы образовательного процесса;
- распределение выпускников техникума.
Структура отдела:
- Учебно-воспитательная часть - заведующая Филипенко Анастасия Александровна, социальный педагог Скрябикова Марина Георгиевна, воспитатель Лобанова Надежда Ивановна
- Учебно-производственная база (Смоленщина) - начальник базы Мацвейко Андрей Владимирович, техник-гидролог, техник-метеоролог
Лаборатории:
- Лаборатория радиотехнических дисциплин – заведующая Иванова Галина Ивановна
- Лаборатория гидрологических приборов и наблюдения
- Лаборатория метеорологических приборов и наблюдений – заведующая Кречетова Нина Афанасьевна
- Лаборатория мониторинга окружающей среды – заведующая Парфиненко Наталья Александровна
Учебно-воспитательная часть
Задачи и функции:
- Осуществление комплекса мероприятий по социально-культурному, патриотическому, духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Целенаправленная работа всех звеньев УВЧ по формированию модели выпускника: творческой социально – ориентированной личности, способной к самопознанию, самооценке, непрерывному профессиональному и личностному самосовершенствованию.
- Организация и проведение воспитательных, культурно-массовых, досуговых и спортивных мероприятий, содействующих социальному, культурному, духовно-нравственному и физическому развитию личности.
- Привлечение обучающихся к участию в мероприятиях, посвящённых государственным праздникам, подготовка и проведение мероприятий, содействующих формированию правовой и политической культуры, активной гражданской позиции, пропагандирующих здоровый образ жизни, развивающих чувства патриотизма, интернационализма, способствующих профилактике наркомании и борьбе с правонарушениями.
- Применять в работе с молодежью инновационные методы работы: тренинги, «мозговые штурмы», семинары – практикумы, развивать социально – проектную деятельность.
- Координация деятельности основных звеньев воспитательного процесса (Сотрудники части, руководитель физвоспитания, кураторы студенческих групп (курсов), органы студенческого самоуправления).
- Создание условий для поддержки и развития действующих и вновь создаваемых клубов по интересам, кружков и секций.
- Целенаправленная работа со студенческими лидерами, формирование и контроль деятельности органов студенческого самоуправления.
- Проведение постоянной индивидуально-воспитательной работы, изучение объективного состояния студенческой среды. Проведение мониторинга с целью вскрытия проблем межличностных отношений среди обучающихся, социально – бытовых условий жизни, недостатка культурно – досуговых и спортивных мероприятий и создания условий для их преодоления.
- Формирование информационной базы данных.
- Анализ и оценка результатов проводимой работы.
Учебно-производственная база «Смоленщина»
Адрес: Иркутская область, Иркутский район, 2 км, северо-восточнее с. Смоленщина.
В живописном месте на берегу реки Иркут расположена учебно-производственная база Иркутского гидрометеорологического техникума. Учебная база занимает площадь 3,68 Га, на которой расположены следующие объекты :
- метеорологический класс;
- гидрологический класс;
- агрометерологический класс;
- учебная метеорологическая площадка;
- гидрологический пост;
- экологический ПОСТ-1;
- геодезический полигон;
- агрополя для выращивания сельско-хозяйственных культур;
- здание конторы;
- здание сторожей;
- и другие вспомогательные сооружения.
На учебной базе созданы условия для проведения практик по геодезии, гидрологии, агрометеорологическим наблюдениям. Во время практик студенты производят, теодолитную, буссольную съемки.
Студенты-метеорологи осуществляют дежурство на учебной метеорологической станции, где условия максимально приближены к реальной работе, производят наблюдения за метеорологическими параметрами и атмосферными явлениями. Во время агрометеорологических практик на учебном агрополе проводятся различные полевые обследования сельско-хозяйственных культур, таких как яровая пшеница, озимая рожь, гречиха, подсолнечник, кукуруза, горох, картофель и др. Экологи ведут наблюдения за загрязнением окружающей природной среды, выполняют экологическое обследование территорий. Гидрологи - осваивают управление различными плавсредствами и ведут наблюдения за водными объектами.
Материально-техническое оснащение учебной базы:
- Лодки резиновые;
- Лодка с мотором;
- Спасательные жилеты;
- Гидрологические вертушки;
- Водомерные рейки;
- Диск для определения мутности воды;
- Приборы для мензульной съемки: кипрегель, штатив, зонт, рейка;
- Теодолиты;
- Нивелиры;
- Психрометрические будки;
- Психрометры;
- Самописцы;
- Актинометрическая стойка с приборами;
- Испаритель и дождемер;
- Мерзлотомер;
- Анемометры;
- Измеритель высоты облаков ИВО;
- Анеморумбомер М-63-М1;
- Барометры;
- Гигрометры;
- Термометры: максимальные, минимальные, психрометрические, почвенно-вытяжные, коленчатые, аспирационные, низкоградусные и др.
- Флюгер Вильда;
- Термостаты;
- Инструменты для обработки почвы и сельско-хозяйственных культур.
Учебная база оснащена приборами и оборудованием в соответствии с программами учебных практик, методическими пособиями по производству наблюдений. Имеются документация по правилам техники безопасности, охраны труда и противопожарной безопасности.
Лаборатория радиотехнических дисциплин
В состав лаборатории «Радиотехнических дисциплин» входят кабинеты:
- № 02 «Электромонтажная мастерская. Радиомонтажная мастерская»
- № 03 «Радиотелеграфии»
- № 25 «Аэрологии. Метрологии и стандартизации»
- № 40 «Электротехники. Электроники. Электротехники и электроники»
- № 41 «Электрорадиоизмерений. Радиотехнических устройств»
- № 42 «Радиотехники. Автоматики и импульсной техники»
- № 46 «Радиолокации»
- № 48 «Физики, электрорадиоматериалов и радиокомпонентов, электронной техники»
Материально-техническое оснащение лаборатории:
- генераторы;
- осциллографы;
- частотомеры;
- паяльные станции;
- вольтметры;
- мультиметры;
- и многое другое.
Сотрудники лаборатории осуществляют перспективное годовое и текущее планирование работы. В лаборатории на основании планов техникума, проводят контроль работы кабинетов в соответствии с положением о кабинетах, обеспечивают оснащение лабораторий приборами, оборудованием, техническими средствами, дидактическим и бланковым материалом, методическими пособиями. Оказывает помощь преподавателям в организации учебного процесса, дополнительных занятий и отработок по предмету.
Лаборатория оснащена приборами в соответствии с программами учебных дисциплин. Сотрудники лаборатории систематически работают над повышением своей квалификации и принимают активное участие во всех учебно-воспитательных мероприятиях техникума.
Для обучения студентов по интересным, но непростым предметам имеется очень опытный, грамотный, идущий в ногу с современными требованиями к обучению педагогический состав.
В лабораториях все виды метеорологических работ производятся в соответствии с утвержденными в установленном порядке наставлений, методическими указаниями по производству этих работ при строгом соблюдении государственных стандартов безопасности труда, норм и инструкций по технике безопасности.
В учебных лабораториях и кабинетах проводят лабораторные и практические занятия студенты по специальности «Радиотехнические информационные системы»:
- электромонтажная практика;
- радиомонтажная практика;
- монтаж радиоэлектронной аппаратуры;
- электрорадиоизмерительная практика;
- метеорологические наблюдения;
- аэрологические наблюдения;
- обработка аэрологической информации на ПЭВМ;
- эксплуатация радиолокационных станций;
- информационные технологии.
Производственную квалификационную практику студенты проходят на Аэрологический станции в г. Ангарске.
Аэрология, раздел физики атмосферы, в котором изучаются физические явления и процессы, происходящие в свободной атмосфере, т. е. в удалении от подстилающей поверхности Земли, где не сказывается её непосредственное влияние. Аэрология изучает: состав и строение атмосферы Земли до больших высот, образование облаков и осадков и методы регулирования их развития, лучистый теплообмен в свободной атмосфере, воздушные течения на различных высотах, в том числе турбулентные (вихревые) движения в атмосфере, взаимодействие воздушных масс, и др. Аэрологические исследования стимулируются прежде всего задачами совершенствования методов предсказания погоды и особенно развитием авиации - высотных реактивных и турбореактивных самолётов. Получены многочисленные данные о микроструктуре облаков, процессах конденсации, о размерах облачных капель и их концентрации в облачных слоях, о размерах и формах ледяных частиц в облаках с температурами ниже 0°С и т. д., которые в сочетании с данными о температуре и парообразной влаге в облаках позволили подойти к решению вопроса об искусственном регулировании развития облаков и осадков. Особое внимание уделяется изучению общей циркуляции атмосферы.
Наша профессиональная деятельность включает следующие функции:
- Проведение аэрологических и радиометеорологических наблюдений и работ;
- Эксплуатация радиолокационных станций, приборов и установок;
- Проведение профилактических мероприятий и мелкого ремонта аэрологических приборов, установок и станций;
- Обработка и обобщение аэрологических и радиометеорологических результатов наблюдений для использования их в отраслях экономики;
- Проведение работ по добыванию водорода на станции.
Наши студенты могут работать в качестве техника на аэрологических и радиометеорологических станциях в гидрометеорологических обсерваториях в отделах информационных технологий, в радиотехнических организациях и центрах, техниками по приему и обработке спутниковой информации, по эксплуатации радиотехнических систем, устройств и функциональных блоков, настройщиками радиоэлектронной аппаратуры, техниками по обслуживанию радиолокационных станций в Министерстве обороны.
Лаборатория гидрологических приборов и наблюдений
В состав лаборатории «Гидрологических приборов и наблюдений» входят кабинеты:
- № 24 «Гидрологических прогнозов. Гидрометрии. Эксплуатация плавсредств. Гидрологических сооружений»
- № 27 «Гидрологии и геодезии. Гидрографии. Гидрометрических сооружений. Экспедиционных гидрологических исследований. Прикладной геодезии и экологического картографирования»
- № 23 «Истории. Обществознание. Гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Социально-экономических дисциплин»
- № 34 «Математики. Инженерной графики»
Информационная справка:
Вода - одно из самых распространенных веществ в природе, занимает 71% поверхности Земли. Установлено, что вся гидросфера – океаны, моря, реки, озера, болота, атмосферная влага – это 1,4 млрд км3 или 1,4×1019 тонн воды. Человек неразрывен с гидросферой, поэтому возникает необходимость в изучении водных объектов и происходящих в них явлений – науки гидрологии.
Гидролог имеет опыт выполнения гидрологических, топогеодезических, картографических работ и наблюдений; снегомерных и ледомерных съемок; эксплуатации технических средств и устройств, применяемых в гидрологии, в т.ч. и маломерных судов; обеспечения организаций и населения гидрологическими данными, а также предупреждениями об опасных и стихийных явлениях; выполнения гидрологических расчетов основных характеристик режима водных объектов.
Без гидрологических знаний нельзя построить гидротехнические сооружения на реках и морях; прогнозировать ЧС – наводнения, паводки, штормовые явления; грамотно провести мелиорационные работы; обеспечить судоходный транспорт данными об уровне воды, скорости течения, ледовых явлениях; разработать прогнозы состояния водных объектов, участвовать в решении проблем охраны и защиты гидросферы, и, даже, наконец, узнать какая вода бежит из крана.
Для обучения студентов по интересным, но непростым предметам имеется очень опытный, грамотный, идущий в ногу с современными требованиями к обучению педагогический состав. Студентов обучают:
- планировать и организовывать производственные работы небольшого трудового коллектива исполнителей, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
- проводить различные виды гидрологических наблюдений, отбирать и обрабатывать результаты и передавать их потребителям;
- эксплуатировать технические средства, устройства применяемые для гидрологических наблюдений и наблюдений за загрязнений водных объектов и природной среды, диагностировать неисправности приборов и оборудований, проводить профилактический осмотр приборов, проводить монтаж;
- соблюдать правила техники безопасности, охраны труда и противопожарной защиты.
Сотрудники лаборатории осуществляют перспективное годовое и текущее планирование работы. В лаборатории на основании планов техникума, проводят контроль работы кабинетов в соответствии с положением о кабинетах, обеспечивают оснащение лабораторий приборами, оборудованием, техническими средствами, дидактическим и бланковым материалом, методическими пособиями. Оказывает помощь преподавателям в организации учебного процесса, дополнительных занятий и отработок по предмету.
Лаборатория оснащена приборами в соответствии с программами учебных дисциплин, среди которых современная автоматическая гидрологическая комплекс, который позволяет получать и обрабатывать информацию через компьютер. Сотрудники лаборатории систематически работают над повышением своей квалификации и принимают активное участие во всех учебно-воспитательных мероприятиях техникума.
В лабораториях все виды гидрологических работ производятся в соответствии с утвержденными в установленном порядке наставлений, методическими указаниями по производству этих работ при строгом соблюдении государственных стандартов безопасности труда, норм и инструкций по технике безопасности.
Среди изучаемых дисциплин гидрология, гидрометрия, гидрография, геодезия, гидрологические прогнозы, гидрорасчеты, эксплуатация плавсредств, экспедиционные гидрологические исследования, автоматические гидрологические средства измерений.
С бурным развитием промышленности, негативным влиянием городов на окружающую среду, первостепенное значение приобретают вопросы охраны водных ресурсов от истощения, загрязнения сточными водами. Состояние воды, почвы, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных, человека изучают экологи. Поэтому не обойти стороной такие дисциплины, как гидрохимия, промышленная экология, мониторинг окружающей среды, экологическая экспертиза, их преподают замечательные педагоги Серышева Наталья Васильевна, Коноплева Наталья Петровна, Парфиненко Наталья Александровна.
Студенты отбирают пробы воды и воздуха, определяют химический состав, анализируют, какие вещества превышают нормы и почему.
Теоретические знания студенты закрепляют на практиках, зимних и летних, непосредственно на водных объектах, также в местах будущего своего распределения.
В учебных лабораториях и кабинетах проводят лабораторные и практические занятия студенты по специальности «Гидрология»:
- Гидрометрические наблюдения и работы;
- Гидрохимическая практика;
- Геодезические работы;
- Метеорологические наблюдения;
- Эксплуатация плавсредств;
- Информационные технологии в профессиональной деятельности;
- Электромонтажная практика;
- Гидрографическое обследование реки.
Выпускники же, в свою очередь, получают распределение с предоставлением жилья на гидрологические станции и посты в разные уголки нашей необъятной страны.
Специалисты-гидрологи успешно работают в Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, структурах «ГосземКадастр», РАО ЕЭС (управление и ГЭС), в проектно-изыскательских институтах, проводят экспедиции на судах, наблюдения на гидрологических станциях и постах.
Материально-техническая база лаборатории «Гидрологических приборов и наблюдений»
Обучение проходит в аудиториях, оснащенных всеми приборами и оборудованием, необходимым для дальнейшей работы выпускников техникума. Оборудование и приборы своевременно, обновляются и дополняются новыми современными средствами измерений.
Лаборатория метеорологических приборов и наблюдений
В состав лаборатории «Метеорологических приборов и наблюдений» входят кабинеты:
- № 12 «Метеорологии. Метеорологии и синоптической метеорологии»
- № 14 «Метеорологических приборов. Монтажная авиационная метеорологическая станция (гражданская)»
- № 28 «Географии. Геодезии. Гидрографии. Гидрогеологии»
- № 32 «Автоматических гидрометеорологических систем»
- № 35 «Биологии. Почвоведения. Агрометеорологии»
- № 36 «Агрометеорологических наблюдений»
В учебных лабораториях и кабинетах проводят занятия будущие метеорологи и агрометеорологи, они изучают методику наблюдений за:
- температурой воздуха и почвы;
- атмосферным давлением и осадками;
- атмосферными явлениями и облачностью;
- состоянием снежного покрова, его высотой и плотностью;
- температурой пахотного слоя почвы и фазами развития сельскохозяйственных культур.
Для обучения студентов по интересным, но непростым предметам имеется очень опытный, грамотный, высоко профессиональный педагогический состав. Студентов обучают:
- планировать и организовывать производственные работы небольшого трудового коллектива исполнителей, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
- проводить различные виды метеорологических и агрометеорологических наблюдений, отбирать и обрабатывать результаты и передавать их потребителям;
- эксплуатировать технические средства, устройства применяемые для метеорологических наблюдений и наблюдений за загрязнений атмосферного воздуха и природной среды, диагностировать неисправности приборов и оборудований, проводить профилактический осмотр приборов, проводить монтаж метеомачт, установку и монтаж датчиков и приборов на них;
- соблюдать правила техники безопасности и охраны труда и противопожарной защиты.
Лаборатория оснащена приборами в соответствии с программами учебных дисциплин, среди которых современная автоматическая метеорологическая станция и автоматический метеорологический комплекс, которые позволяют получать и обрабатывать информацию через компьютер.
Перечень оборудования в лаборатории:
- Анеморумбометр М – 63 М1 для измерения параметров ветра
- Дистанционная метеорологическая станция М – 49
- Измеритель высоты облачности ИВО
- Нефелометрическая установка М – 71 для определения дальности видимости в ночное время
- Барометр СР – А для измерения атмосферного давления
- Барограф М – 22АМ для регистрации атмосферного давления
- Плювиограф П -1 для регистрации количества атмосферных осадков
- Барометр БРС – 1м для измерения атмосферного давления
- Актинометр АТ – 50 для определения прямой солнечной радиации
- Балансомер М – 10м для определения радиационного баланса
- Пиранометр М – 80м для определения рассеянной и отраженной радиации
- Флюгер ТУ – 25 – 1561 для определения параметров ветра
- Фотометр импульсный ФИ – 1 для регистрации дальности видимости
- Мегомметр для определения сопротивления
- ТЭТ – 2 электротермометр для измерения температуры пахотного слоя почвы
- АМ – 29 электротермометр, для измерения температуры почвы на глубинах
- РВО – 2м ПУ регистратор высоты облаков
- Осциллограф
- Весы электронные
- Весы технические
- Будка Селянинова для измерения температуры воздуха
- Бур почвенный АМ – 16
- Бур почвенный АМ – 26
- Весовые стаканчики ВС – 1
- Дождемер почвенный ГР – 28
- Испаритель почвенный ГГИ – 500 – 50
- Испаритель весовой ГГИ – 500 – 6
- Снегомер весовой ВС – 43
- Термометр – щуп АМ – 6
- Электрошкаф сушильный
- Термометр максимальный, минимальный
- Электротермометр АМ – 29А
- Электротермометр ТЭТ – 2
- Мерзлотомер АМ – 21
- АМК - автоматический метеорологический комплекс
- АМС - автоматическая метеорологическая станция
- Анемометр для измерения скорости ветра
- Аспирационный психрометр для измерения температуры и влажност воздуха
- Будка психрометрическая для установки приборов
- Будка для самописцев
- Термограф для регистрации температуры воздуха
- Гигрограф для регистрации влажности воздуха
- Барометр - анероид для измерения давления воздуха
- Гелиограф для регистрации продолжительности солнечного сияния
- Термометры: психрометрический, максимальный, минимальный, срочный, почвенно-вытяжные, низкоградусный, коленчатые термометры Савинова.
- Снегомерные рейки
Учебные практики проходят на учебной метеостанции, оборудование которой максимально приближено к производственным условиям.
По окончанию техникума наши студенты-метеорологи разъезжаются для работы на гидрометстанциях от Урала до Владивостока, работают в Заполярье, на дрейфующих станциях Северного Ледовитого океана и Антарктиды, на кораблях погоды.
Сотрудники лаборатории систематически работают над повышением своей квалификации и принимают активное участие во всех учебно-воспитательных мероприятиях техникума, осуществляют перспективное годовое и текущее планирование работы на основании планов техникума. Оказывают помощь преподавателям в организации учебного процесса, дополнительных занятий по дисциплинам.
Лаборатория мониторинга окружающей среды
В состав лаборатории «Мониторинга окружающей среды» входят кабинеты:
- № 16 «Иностранного языка»
- № 17 «Иностранного языка»
- № 33 «Экономики. Экономики природопользования. Экономики и менеджмента»
- № 43 «Природопользования. Экологии и охраны окружающей среды»
- № 44 «Химические основы экологии. Водоподготовки и водоочистки. Дозиметрии»
- № 45 «Химии. Химико-аналитическая. Промышленной и радиоэкологии. Контроля загрязнения атмосферы и воды. Гидрохимии. Приборов экологического контроля»
В учебных лабораториях и кабинетах проводятся занятия для будущих экологов. Студенты изучают методы мониторинга природной среды, проводят наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, природных вод и почвы. Осваивают работу оборудования и приборов контроля, отбирают пробы воздуха, воды и почвы, подготавливают их к анализу и проводят качественный и количественный анализ отобранных проб, проводят химический анализ пробы объектов окружающей среды.
Для обучения студентов имеется очень опытный, грамотный, высоко профессиональный педагогический состав: Серышева Наталья Васильевна, Коноплева Наталия Петровна, и др. Сотрудники лаборатории систематически работают над повышением своей квалификации и принимают активное участие во всех учебно-воспитательных мероприятиях техникума, осуществляют перспективное годовое и текущее планирование работы на основании планов техникума. Оказывают помощь преподавателям в организации учебного процесса, дополнительных занятий по дисциплинам.
Студенты нашего техникума принимают активное участие в различных мероприятиях экологической направленности:
конференциях:
- «Студент и творчество»;
- «Сегодня мы строим завтра»;
- «Могущество России прирастать Сибирью будет…»;
- «Дом, в котором мы живем»;
- «Молодежь в решении проблем современности»;
акциях:
- «Студенческая экологическая неделя»;
- «Всемирный день посадки деревьев»;
и других интересных мероприятиях.
Информационная справка:
С первых шагов своего развития человек был неразрывно связан с природой. Он всегда находился в зависимости от ее ресурсов и был вынужден считаться с особенностями образа жизни зверей, рыб и птиц. Представления древнего человека об окружающей среде не носили научного характера, но с течением времени послужили источником накопления экологических знаний.
Понимание того, что природные ресурсы не бесконечны и горы мусора всё растут и растут, пришло около 40 лет назад. Появилась необходимость в квалифицированных кадрах, которые могли бы каким-то образом предотвратить загрязнение воздуха и регулировать деятельность промышленных заводов.
Экологи изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека. Если содержание вредных веществ выше критического уровня, выявляют причины, составляют прогноз развития ситуации.
Специалисты изучают последствия запуска космических ракет, контролируют деятельность вредных производств, следят за утилизацией радиоактивных отходов. Они выясняют причины природных катаклизмов и разрабатывают пути наименьшего воздействия людей на природу. Путем наблюдений, опросов, с помощью приборов и других методов эколог проводит анализ состояния воды, земли, воздуха, растений, животных, а также изучает влияние природной среды и продуктов питания на здоровье и самочувствие людей, их генетический аппарат. Выявляет и классифицирует действующие и потенциальные источники экологической опасности, определяет ее происхождение, характер, степень, масштабы, реальные и прогнозируемые последствия.
Место работы и карьерный рост
Выпускники экологи могут начать свою карьеру в государственных структурах (Ростехнадзоре, Росприроднадзоре, Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерстве сельского хозяйства, Министерстве лесного хозяйства и Министерстве природных ресурсов и т.п.). В организациях природоохраны, на больших предприятиях, в муниципальных структурах существует штатная единица эколог. Самый высокий спрос на специалиста-эколога в промышленных предприятиях. Можно устроиться в проектную организацию, которая оказывает услуги всевозможным заводам, строительным компаниям.